Фіксований зв’язок

Фіксований телефонний зв’язок
Цифрові лінії ISDN
IP-телефонні лінії
Міські телефонні лінії
Віртуальний номер
Корпоративна група
Міський номер на мобільному телефоні
Номери 800
Продаж обладнання
Контакти

Pозділ

Предпринимательство [60]
Аналитика [97]
Политика [229]
Рынки мира [61]
Экономика [357]
Энергетика [124]
Фондовый рынок [61]
СМИ [65]
Мировая экономика [106]
Рынки [150]
Бизнес [163]
Банки [84]

Контекстная реклама



  • 2011 » Апрель » 26 » Бой с зарплатной "тенью" 
    Бой с зарплатной "тенью"

    26.04.2011

    Битву за легальные зарплаты правительство, может, и выиграет, но войну при нынешней тактике проиграет

    Все ближе конец месяца, отпущенного вице-премьером Сергеем Тигипко на обсуждение трех законопроектов по «обелению» рынка труда. Все больше негативных комментариев в прессе. Все сильнее накал возмущения в обществе. При этом с самой стратегией Минсоцполитики никто не спорит – по крайней мере, в открытую. Действительно, парадоксальные украинские зарплаты давно пора выводить из тени, причем делать это (ввиду грядущей пенсионной реформы) придется быстро. Здесь все понятно, претензии вызывает тактика. Работодатели вовсю протестуют против размаха кнута и требуют пряник.

    Проблема несоответствия стратегии и тактики в нашей стране повсеместна. Сначала делает, а потом думает не только многомиллионная команда утлого суденышка под названием «Украина», но даже те, кто находятся у руля. Ярким примером тому послужил пресловутый Налоговый кодекс: сначала его торжественно приняли, а потом засели за колоссальную работу над ошибками.

    Нет, безусловно, краткосрочные цели НК достигнуты: за первый квартал текущего года поступления в Пенсионный фонд увеличились на 22%. Не в последнюю очередь – благодаря тщательной работе Госналогслужбы, считает председатель правления ЦПИ «Пента» Владимир Фесенко. И он, безусловно, прав. Битва с налоговой оптимизацией по новым законам приносит свои плоды. А что же война? А на войне ситуация печальна. С начала года, по данным той же ГНСУ, в Украине закрылось больше 50 тыс. ЧП – это на 36% больше, чем за аналогичный период 2010-го. Да и создано предприятий малого бизнеса на 30% меньше – люди не хотят становиться подопытными кроликами для выявления недостатков налогового законодательства.

    Недостатки эти, надо отметить, исправляются: законопроекты «о внесении изменений в НК» появляются в Раде, как грибы после дождя. Буквально на днях Президент подписал один из них – относительно правил подачи налоговой отчетности по НДФЛ. Ошибкой меньше, но сколько их еще предстоит обнаружить и исправить…

    К сожалению, аналогичная ситуация сейчас назревает в связи с возможным принятием трех законопроектов от Минсоцполитики, связанных общей идеей детенизации рынка труда. Вкратце напомним: наиболее резонансные новшества документа лежат в трех плоскостях. Это введение гарантированных зарплат (тарифная сетка из 8 позиций, в которых указаны минимальные оклады в зависимости от должности и квалификации сотрудника), увеличение штрафов за зарплату в конвертах и нелегальное трудоустройство (до 34 тыс. грн. за каждого сотрудника) и введение уголовной ответственности за нарушение работодателем условий труда. Еще, кстати, выписаны колоссальные полномочия для Госинспекции по вопросам труда, которая становится для владельцев предприятий страшнее налоговой милиции, пожарной охраны и санитарной службы, вместе взятых.

    Стратегия «социального» Министерства лежит на ладони: сегодня в тени работают от 5 до 7 млн. украинцев. Это значит, что «в конвертах» выплачивается 120-140 млрд. грн. зарплат. По оценкам Госналогслужбы, цифра больше: около 40% фонда оплаты труда на сегодняшний день минимизируется тем или иным способом. То бишь, если исходить из данных Госкомстата, согласно которым ФОТ в 2010 году составил около 300 млрд. грн., реальные объемы неофициальных зарплат могут составлять до 200 млрд. грн. В Пенсионный фонд (дефицит которого на почве реформирования пенсионной системы уже стал для власти просто паранойей), таким образом, не доплачивается минимум 66 млрд. грн. взносов. По факту – гораздо больше, ведь из «минзарплатщиков» сегодня больше 100 тыс. человек работают руководителями предприятий.

    Переводя сухие цифры на человеческий язык, приходим к неутешительному выводу: отчисления с минимальных зарплат, на которых по милости работодателей сидит половина трудоспособных украинцев, просто не могут покрыть минимальные пенсии. Дефицит ПФ ложится на плечи бюджета, наполнение этого бюджета – на плечи налогоплательщиков. Повысить налоги на ФОТ невозможно, это вызовет социальный взрыв. Понизить тоже нереально, будет бюджетный коллапс. Выход один – отбеливать. Вопрос в другом – как?

    Уже сегодня подсчитано, что репрессивные меры от Минсоцполитики не приведут ни к чему, кроме девальвации труда. Например, существуют прогнозы, что после принятия законопроектов до конца года в стране появится 1,5 млн. безработных, а у каждого, кто останется работать, реальная зарплата снизится на 30%. Для действенного выведения зарплат из тени нужен не кнут, а экономический пряник. По крайней мере, так утверждают оппозиционеры принудительной легализации. А вот мнения независимых экспертов в этом вопросе разделились с диаметральной точностью. Итак, каким способом в Украине можно легализировать рынок труда?

    «Против»: управляющий партнер ЮК «Хасин, Дроздовский и Партнеры» Любомир Дроздовский

    Нововведения в случае их принятия в нынешнем виде повлекут за собой как сокращение численности наемных работников «на бумаге», так и реальные увольнения. Дело в том, что объективных предпосылок к увеличению фонда заработной платы на предприятиях (имея в виду расходы предприятия на оплату как официальной, так и неофициальной заработной платы) на сегодня не существует. Размер фонда заработной платы останется прежним, поэтому, если официальные платежи с заработных плат директора, главного бухгалтера возрастут, то денег для выплаты на руки окажется меньше, чем раньше. И предприниматели будут вынуждены либо сокращать численность работников, получающих даже минимальную, но официальную заработную плату, либо просто увольнять сотрудников.

    Необходимо понимать, что заставить бизнес платить больше налогов можно только в условиях экономического подъема. В условиях стагнации экономики или, если смотреть более оптимистично, – в условиях выхода из экономического кризиса, душить малый и средний бизнес дополнительными налогами, по большому счету, глупо. Результат от таких инициатив будет один – отчисления с фондов заработной платы сократятся или останутся на прежнем уровне, а реальная безработица существенно увеличится.

    Малый и средний бизнес в принципе не может позволить себе содержать фонд заработной платы наряду с промышленными гигантами, попросту потому, что эффективность (дополнительная стоимость) труда в разных отраслях разная. Разумнее было бы дифференцировать размер единого социального взноса (или предложить адекватный льготный период) для малого и среднего бизнеса с тем, чтобы вывод ФОТ из тени не привел к упадку и без того слабого сектора экономики.

    «За»: директор аналитического департамента «Реформаторского клуба» Игорь Лавриненко

    Принятие законопроектов о легализации зарплат является одним из элементов реформы системы публичных финансов наряду с принятием Налогового кодекса и закона о едином социальном взносе. После принятия закона о ЕСВ все упрощенцы и их работники начали платить взносы в социальные фонды в минимальном размере. Таким образом, они получат право на получение пенсии в минимальном размере.

    В свою очередь, Налоговый кодекс предусматривает целый ряд льгот для предприятий, которые платят своим работникам достойную зарплату. В частности, плательщики НДС имеют право получать возмещение налога в автоматическом режиме, если средняя зарплата на предприятии выше, чем две с половиной минимальные зарплаты. Отели, предприятия легкой промышленности, малые предприятия с оборотом до трех миллионов гривен в год могут получить льготу по уплате налога на прибыль при условии, если их рабочие получают свыше двух минимальных зарплат.

    С помощью этих льгот законодатель стимулирует предпринимателей выплачивать легальные зарплаты. Однако одних льгот для легализации зарплат недостаточно, нужны и санкции. Именно для этого правительство инициирует увеличение штрафов для предприятий, которые не оформляют со своими сотрудниками трудовых отношений или выплачивают зарплаты в конвертах. Предприниматель оказывается перед дилеммой – или заплатить своему работнику официальную зарплату в 2-2,5 тыс. грн. или продолжать платить деньги в конверте, рискуя нарваться на штраф в 20-30 тыс. грн.

    Впрочем, пакет законов о легализации зарплат станет только первым шагом к реформированию трудовых отношений. В ближайшем будущем правительство будет инициировать принятие нового Трудового кодекса, а с выплатой зарплат в конвертах будет покончено только после того, как налоги и социальные взносы будут платить сами работники, а не бухгалтерия предприятия. Ведь уплата налогов – это обязанность гражданина, а не работодателя.

    «Альтернатива»: управляющий партнер executive search агентства SM Consulting Сергей Марченко

    В целом, инициативы Кабмина видятся правильными. Единственное, что вызывает недоумение, – это пути реализации этих инициатив. Тенизация зарплат – слишком серьезная проблема, чтобы решить ее административными методами. Есть два системообразующих фактора, которые имеют доминирующее влияние на это явление. Первый – это высокий уровень начислений и удержаний из фонда оплаты труда (ФОТ), а второй – это не критичная потребность бизнеса в рабочей силе.

    По моему мнению, от высоких налогов на ФОТ (а сейчас они составляют порядка 40% от заработной платы работника) государство в ближайшее время отказаться не сможет. Это обусловлено тем, что налоги на ФОТ – это значительная часть доходов бюджета страны и подавляющая часть Пенсионного фонда. Бюджетный год снова обещает быть тяжелым. В таких условиях снижение налогов выглядит абсолютно утопичным. Кроме того, эти налоги очень легко и просто администрируются – их не уведешь в оффшор, как налог на прибыль, и не минимизируешь при помощи фальшивого контрагента, как НДС.

    Что касается второго фактора, то он показал свою значимость в период роста экономики. На протяжении 2005-2008 годов постоянно рос спрос на рабочую силу, а с середины 2007-го этот спрос спровоцировал жесточайший кадровый голод. Вследствие таких благоприятных обстоятельств работники получили возможность выбирать работодателя не только по уровню заработной платы, но и по степени ее легальности. В итоге предприятия сами выводили зарплаты из тени для того, чтобы быть конкурентными на рынке труда. Сейчас спрос на рабочую силу опять восстанавливается, но делает это не так быстро. Подхлестнуть его могли бы государственные инфраструктурные проекты, однако парадокс: мосты через Днепр в Киеве и дороги под Евро-2012 нам строят не украинские компании, а турки. Неплохо, кстати, при этом зарабатывая. Таким образом, второй фактор также останется нерешаемым для Кабмина.

    Если же не надеяться на рост экономики, а предложить простое решение, которое можно выполнить прямо сейчас, то странно, что правительство не обращает внимания на один достаточно действенный рецепт выведения из тени зарплат. Почему бы не заинтересовать самих наемных работников в разоблачении своих работодателей? К примеру, принять закон, согласно которому работник, уличивший своего работодателя в выплате зарплаты в конверте, получает за счет работодателя разницу между фактически выплаченной и зафиксированной в ведомости зарплатами за весь срок работы у такого работодателя. При этом работодатель должен заплатить со всей этой суммы налоги в N-кратном размере. Естественно, после решения суда, установившего факт незаконной выплаты зарплаты.

    Источник: «Киевский ТелеграфЪ», Алина ПОЛИЩУК


    Категория: Экономика | Просмотров: 664 | Рейтинг: 0.0/0 |
     



    Мобільний зв’язок


    Мобільний зв’язок







    Посилання

    MKO info® - Рукоділля
    HRGH - Hерухомість


    Архив









    Абонентна служба: 0 800 300 466 ПрАТ «Київстар»